Мероприятие «История авторской песни»

15 Апреля 2018
165
 Версия для печати

Мероприятие «История авторской песни»
Бардовская песня всегда индивидуальна, как индивидуально и ее восприятие. Открытием в этом жанре стали для меня произведения бардов двух поколений Михаила Анчарова («Баллада о мечтах») и Олега Медведева («Идиотский марш»). Главной темой и одной, и другой песни является тема войны.
«Балладу…» написал человек, прошедший через войну, увидевший и испытавший ее чудовищную разрушительную силу. Масштаб этой трагедии я ощутила с самых первых строк – автор рисует страшные картины Второй мировой, указывающие на бесчеловечную сущность войны. И кажется, продлись она еще дольше, рухнет весь мир, так как устали воевать не только люди, но и сама истерзанная Земля.
Из-за обилия метафор, эпитетов, олицетворений, усиливающих трагизм, слушать первые две строфы очень тяжело («… и трупы синие торчат, вцепившись в камыши…»; «…и ветер падалью пропах…»; «лежит, как тяжкое бревно, вонючая жара…»). Но… война на исходе. И идет по обугленной и замусоренной Земле солдат-победитель. Его подвиги – во имя счастливой жизни, которую он видит в своих мечтах. Трагическое звучание сменяется героическим, но не пафосным – солдат предстает обычным человеком, в то же время способным «растопить лед на полюсах», «перепахать шар земной…». Заканчивает свою «Балладу…» автор жизнеутверждающими нотами, уверенный в том, что такое никогда не повторится: «навек покончивши с войной…». Более полному восприятию созданных образов помогает разговорная интонация, благодаря чему мне не пришлось делать «расшифровку» текста – все было понятно и наглядно.

Тему войны затрагивает и современный бард Олег Медведев. В его песне так же нет пафоса, и герой все тот же – обычный человек. Только в отличие от героя Анчарова, его подвиги пока остаются неоцененными. Напротив, его усилия построить мир на руинах старого названы «идиотскими», потому что не совпадают с общепринятыми. Я считаю, что здесь речь идет даже не о конкретной войне, как в «Балладе о мечтах», но она тоже глобальная, разрушающая мир. Это может быть война ядерная, война гражданская, война идеологическая…Она поглощает все во мрак и длится долго: «кругом зима, опять зима, снега черны, как всегда…»; «кругом чума, опять чума, твои мертвы города…». Создать впечатляющие образы автору также помогает многообразие тропов, не менее важную роль среди которых играют антитеза, олицетворение, эпитеты. Но в отличие от образов Анчарова их трудно описать словами, наиболее полно их можно только прочувствовать. В песне Олега Медведева я не увидела конца этой войны, как в «Балладе о мечтах», но в ней звучит надежда, что за такими героями придут другие, продолжив их путь: «по весне споткнется кто-то о твои сапоги и идиотский твой штандарт подберет», а значит, на смену «черной зиме» все-таки придет весна. Я считаю, что оптимистично звучание не только последней строки – такой смысл заключен в самом названии: слово «марш» предполагает синхронные действия большого числа людей, а значит, наш герой – не последний.
Обе песни произвели на меня сильное впечатление. Несмотря на то, что объединяет их общая тема, ряд приемов, которые использовали авторы для решения творческой задачи, они разные по восприятию. Пожалуй, сложнее для меня оказались образы, созданные Медведевым. В первую очередь, они пробуждают эмоции, чувства, порождают мысли. И между этих строк, на мой взгляд, каждый увидит что-то свое, проводя параллели, отыскивая сходства с конкретной жизненной ситуацией, со своим жизненным опытом.
Но это нисколько не делает какую-либо из песен менее содержательной. Я считаю, что каждая из них отвечает духу и запросам своего времени и максимально точно раскрывает тему войны и роль ее героя. 
Миненкова Светлана, гр. 13435/1.