МедиаЛаб: "Как привлечь журналистов: создаём успешный пресс-релиз"

В перенасыщенном информацией XXI веке новостные повестки преследуют нас повсеместно. Каждый час проходят тысячи инфоповодов, о которых незамедлительно нужно сообщить общественности. Самый распространённый и, пожалуй, эффективный способ заявить массам о том или ином событии — это пресс-релиз. Хороший пресс-релиз поможет Вам или Вашей компании привлечь внимание СМИ и затем целевой аудитории, повысить узнаваемость бренда, а также поддержать его репутацию. 

Устраивайтесь поудобнее, начнём с истории!

С чего все началось?

Первый пресс-релиз написан более 100 лет назад американским журналистом Айви Ли, ставшим впоследствии основателем профессии PR-специалиста. Всё началось с крушения поезда Пенсильванских железных дорог, тогда погибли более 50 человек.

Будущий “отец PR” предложил руководству компании принять революционное решение. Тогда господствовала политика умалчивания, а Айви Ли предложил распространить публичное обращение компании к общественности и обеспечить сопровождение журналистов на место трагического события. Начал он именно с пресс-релиза. Эффект был ошеломительным: репутация компании не только практически не пострадала, но даже была укреплена довольными журналистами. Пресс-релиз стал одним из основным инстурментов работы PR-специалистов.

Айви Ледбеттер Ли

Айви Ледбеттер Ли

Что же такое пресс-релиз?

Пресс-релиз - это сообщение для прессы, содержащее в себе информацию о каком-либо событии, об организации, в котором данное событие произошло, а также о позиции организации по тому или иному вопросу.

Как привлечь журналистов: создаём успешный пресс-релиз, изображение №2

Как это работает?

Механизм работы пресс-релиза достаточно прост, организация, в которой произошло событие (например, победа футбольной команды “Зенит” в рамках благотворительного матча) составляет информационное сообщение, содержащее всю необходимую информацию об этом событии. Далее, организация (в нашем случае ФК “Зенит”) отправляет сообщение СМИ (например новостным порталам, газетам и журналам). Если пресс-релиз действительно информативен и отвечает запросам СМИ, журналисты публикуют его в своём издании. Таким образом, общественность узнает о произошедшем событии.

Структура пресс-релиза

Итак, мы узнали, что такое пресс-релиз, какова его история и как он работает. Теперь мы можем перейти к самому важному — к его структуре. Важно: при составлении пресс-релиза всегда нужно придерживаться структуры. Это нужно, чтобы журналистам было удобно отбирать информацию, а также чтобы не возникла путаница и не потерялся тот или иной важный элемент. Всё начинается с заголовка.

Заголовок

Заголовок должен быть коротким, емким и интересным. Он не должен содержать более 10 слов. Именно заголовок привлечет внимание к вашему материалу. Журналист — тоже человек; если заголовок скучный, а журналист загружен — шанс, что Ваше творение полетит в урну, очень высок. Вот несколько рекомендаций, которые помогут написать яркий заголовок:

  1. Заголовок должен содержать в себе информационный повод, которому посвящен пресс-релиз.
  2. Заголовок должен содержать название компании, в которой данный инфоповод произошел.
  3. Не стоит делать заголовок длинным и сложным.
  4. В конце заголовка не ставится точка, читатель, прочитавший заголовок должен незамедлительно перевести свой взгляд к основному тексту.
  5. Заголовок отвечает на вопрос “что?”.

Пример: «В Политехе пройдёт воркшоп «Презентация на 10/10» от МедиаЛаб»

Лид

Лид - это вступительный абзац пресс-релиза, именно в нём содержится основная информация о том, что, где и когда произошло или произойдет. Лид должен быть кратким, но информативным и содержать более разветрнутую ифнормацию, нежеле заголовок.

  1. Лид отвечает на вопросы “что?”, “где?”, “когда”, “почему?”, “как?”, “кто?”.
  2. Лид выделяется жирным шрифтом или курсивом, на усмотрение организации или лица, составляющего пресс-релиз.
  3. Лид должен состоять из 2-3 небольших предложений, излагающих основную суть.

Пример: «16 октября в 6-м учебном корпусп пройдёт воркшоп «Презентация на 10/10», организованный Студенческой Медиа Лабораторией. Тема встречи — создание интересных презентаций и сильных публичных выступлений.»

Основная часть

Сразу за лид-абзацем в пресс-релизе следует основная часть. Чаще всего она раскрывает все подробности лида и состоит из 2-3 абзацев. Основная часть включает в себя подробную информацию о событии, а именно:

  • Актуальность события.
  • Статистические данные, цифры, результаты исследований и т.д.
  • Цитаты первых лиц организации и других причастных к событию людей.

Пример: «Хотите научиться создавать интересные доклады и удерживать внимание аудитории? А создавать яркие авторские презентации, не прибегая к сложным дизайнерским программам? Тогда приготовьтесь, ведь Вас ждут…»

Бэкграунд

Последним абзацем пресс-релиза обычно становится бэкграунд. Он содержит краткую информацию об организации, ее деятельности, истории, успехах и достижениях. Бэкграунд состоит не более чем из 2-3 предложений и ни в коем случае не содержит в себе элементов агитации или рекламы.

Пример: «Студенческая Медиа Лаборатория – это креативное пространство для студентов, интересующихся сферой медиа. Здесь полезная и актуальная информация подкрепляется интенсивной практикой…»

Контактная информация

В самом конце пресс-релиза указываются контакты лица, ответственного за его написание и распространение. Помимо имени и фамилии это могут быть номер телефона и адрес электронной почты. Зачастую данная информация сопровождается фразами «Пресс-релиз подготовлен должность + Ф.И.О.» или «С уважением, должность + Ф.И.О.»

Пример: «Материал подготовлен студентом 3 курса ГИ Максимом СМИРНОВЫМ»

Что еще важно знать о написании пресс-релиза?

1. Написание пресс-релиза может быть построено по принципу “перевернутой пирамиды”, в которой информация преподносится от наиболее важной, к менее и менее значимой.

Как привлечь журналистов: создаём успешный пресс-релиз, изображение №3

2. Пресс-релиз должен быть написан на официальном бланке организации (пример бланка).

3. Пресс релиз должен содержать шапку в левом верхнем углу - информацию об организации: название, логотип, адрес, номера телефонов, адрес электронной почты.

4. Под шапкой пресс-релиза должна быть указана дата его написания.

5. Пресс-релиз лучше уместить на одной-двух страницах, так как длинное сообщение рискует быть не прочитанным журналистом, и соответственно, не опубликованным в СМИ.

6. Использование цитат будет большим преимуществом в вашем пресс-релизе. Цитаты должны быть яркими, но не слишком объемными. Одного-двух коротких предложений будет достаточно.

Как привлечь журналистов: создаём успешный пресс-релиз, изображение №4

Мы надеемся, что данная статья была для вас полезна и интересна. Совершенствуйте свои профессиональные навыки, а Студенческая Медиа Лаборатория продолжит радовать Вас актуальной теоретической информацией и занимательной практикой!