Что может быть важнее человеческой жизни? В это воскресенье 12 декабря 2021 в Политехе жизнь била ключом! Маленькие школьники увлечённо решали задачи, а старшеклассники из лицея 95 Калининского района вместе со Школой безопасности Гармонии учились оказывать первую помощь под руководством опытных наставников - инструкторов-спасателей. Примечательно, что этот проект Центра молодёжных проектов «Гармония» был поддержан университетом и стал одним из победителей конкурса PolytechProject.
Учащиеся 95-го лицея узнали о том, что делать при обнаружении человека без дыхания и сознания и на практике отработали сердечно-легочную реанимацию. Ребята узнали, как правильно вызывать скорую медицинскую помощь: в каких случаях нужна реанимационная жёлтая машина, а в каких будет достаточно белой машины с фельдшерами. Для того, чтобы напрямую связаться с врачами необходимо сделать вызов на номер *103, сообщить о месте положения, описать пострадавшего и ситуацию, в которой он находится, далее рассказать о действиях, которые были совершены вами и слушать дальнейшие указания врачей.
Так же, на практике ребятами был отработан приём «Геймлиха», который позволяет освободить закупоренные дыхательные пути: сменяя друг друга, ученики осваивали его с помощью специально жилета. Екатерина рассказывала о том, как спасать не только взрослых, но и новорождённых детей. В этом случае приём используется по-другому, так как органы малышей не готовы к сильной нагрузке. Если малыш подавился, его следует расположить своей на руке лицом вниз, поддерживая ладошкой голову и шею, а второй рукой наносить короткие осторожные удары между лопатками, чтобы вытолкнуть инородное тело. Сколько радостных эмоций было на лице обучающихся, когда они достигали результата. Каждый участник курса осознал, что, несмотря на юный возраст, способен спасти чью-то жизнь.
Как распознать травмы различных областей тела, остановить кровотечение, наложить давящую повязку и правильно эвакуировать пострадавшего ребята тоже узнали и отработали на курсе. Для многих участников некоторые методы помощи стали настоящим открытием. Мало кто знал, что при укусе змеи нельзя отсасывать яд, как нас учили в школе на ОБЖ, так как в этом случае мы отравимся сами. Этот способ противоречит главному правилу спасателей: «Не увеличивай количество пострадавших!». Накладывать тугой жгут, чтобы замедлить распространение яда в крови тоже не рекомендуется. Такая помощь часто заканчивается онемением конечностей пострадавшего. Лучшее, что мы можем сделать - это согнуть конечность, которую укусила змея, чтобы замедлить кровоток и приложить холод к месту укуса, чтобы сузить сосуды.
Многих ребят интересовал юридический аспект оказания первой помощи: участники спросили инструктора о том, кто будет нести ответственность в том случае, если при спасении пострадавшего будет нанесена дополнительная травма. Например, при сердечно-легочной реанимации можно сломать ребро своему подопечному. Екатерина ответила, что в рамках 323 федерального закона утверждён перечень состояний, при которых оказывается первая помощь и перечень мероприятий по оказанию первой помощи. Если ваши спасительные действия входят в утверждённый перечень, то с вас снимается ответственность за незлоумышленное причинение вреда. Когда мы проводим сердечно-лёгочную реанимацию, нашей главной задачей является спасение мозга пострадавшего. Мы боремся за здравие ума и сохранение ясности мысли, лучше реанимировать человека и сломать ребро, чем его мозг умрет от кислородного голодания.
В перерывах между учебными блоками ребят угощали вкусняшками. Сытые и довольные юные спасатели покинули стены университета с новыми знаниями и желанием вернуться сюда вновь. Так Гуманитарный институт СПбПУ и Центр молодёжных проектов «Гармония» прививает любовь к Родному Политеху с юных лет и растит ответственное неравнодушное поколение будущих студентов.
Автор - Удовенко Юлия, студентка 3-го курса направления Лингвистика
Видео - Мария Зенина, студентка 3-го курса направления Реклама и связи с общественностью