МедиаЛаб: "Как привлечь журналистов: создаём успешный пресс-релиз"
(1).jpg)
МедиаЛаб на связи! Когда до вебинара "#ПишиИнтересно: медиатекст и корпоративные СМИ" остаются считанные дни, а наша команда готовит для вас новые крутые мероприятия, мы предлагаем Вам познакомиться с одним из самых важных инструментов пиарщиков и журналистов - пресс-релизом. Что это, как его писать, и для чего он нужен - в МедиаРиде "Как привлечь журналистов: создаём успешный пресс-релиз".
В перенасыщенном информацией XXI веке новостные повестки преследуют нас повсеместно. Каждый час проходят тысячи инфоповодов, о которых незамедлительно нужно сообщить общественности. Самый распространённый и, пожалуй, эффективный способ заявить массам о том или ином событии — это пресс-релиз. Хороший пресс-релиз поможет Вам или Вашей компании привлечь внимание СМИ и затем целевой аудитории, повысить узнаваемость бренда, а также поддержать его репутацию.
Устраивайтесь поудобнее, начнём с истории!
С чего все началось?
Первый пресс-релиз написан более 100 лет назад американским журналистом Айви Ли, ставшим впоследствии основателем профессии PR-специалиста. Всё началось с крушения поезда Пенсильванских железных дорог, тогда погибли более 50 человек.
Будущий “отец PR” предложил руководству компании принять революционное решение. Тогда господствовала политика умалчивания, а Айви Ли предложил распространить публичное обращение компании к общественности и обеспечить сопровождение журналистов на место трагического события. Начал он именно с пресс-релиза. Эффект был ошеломительным: репутация компании не только практически не пострадала, но даже была укреплена довольными журналистами. Пресс-релиз стал одним из основным инстурментов работы PR-специалистов.
Айви Ледбеттер Ли
Что же такое пресс-релиз?
Пресс-релиз - это сообщение для прессы, содержащее в себе информацию о каком-либо событии, об организации, в котором данное событие произошло, а также о позиции организации по тому или иному вопросу.
Как это работает?
Механизм работы пресс-релиза достаточно прост, организация, в которой произошло событие (например, победа футбольной команды “Зенит” в рамках благотворительного матча) составляет информационное сообщение, содержащее всю необходимую информацию об этом событии. Далее, организация (в нашем случае ФК “Зенит”) отправляет сообщение СМИ (например новостным порталам, газетам и журналам). Если пресс-релиз действительно информативен и отвечает запросам СМИ, журналисты публикуют его в своём издании. Таким образом, общественность узнает о произошедшем событии.
Структура пресс-релиза
Итак, мы узнали, что такое пресс-релиз, какова его история и как он работает. Теперь мы можем перейти к самому важному — к его структуре. Важно: при составлении пресс-релиза всегда нужно придерживаться структуры. Это нужно, чтобы журналистам было удобно отбирать информацию, а также чтобы не возникла путаница и не потерялся тот или иной важный элемент. Всё начинается с заголовка.
Заголовок
Заголовок должен быть коротким, емким и интересным. Он не должен содержать более 10 слов. Именно заголовок привлечет внимание к вашему материалу. Журналист — тоже человек; если заголовок скучный, а журналист загружен — шанс, что Ваше творение полетит в урну, очень высок. Вот несколько рекомендаций, которые помогут написать яркий заголовок:
- Заголовок должен содержать в себе информационный повод, которому посвящен пресс-релиз.
- Заголовок должен содержать название компании, в которой данный инфоповод произошел.
- Не стоит делать заголовок длинным и сложным.
- В конце заголовка не ставится точка, читатель, прочитавший заголовок должен незамедлительно перевести свой взгляд к основному тексту.
- Заголовок отвечает на вопрос “что?”.
Пример: «В Политехе пройдёт воркшоп «Презентация на 10/10» от МедиаЛаб»
Лид
Лид - это вступительный абзац пресс-релиза, именно в нём содержится основная информация о том, что, где и когда произошло или произойдет. Лид должен быть кратким, но информативным и содержать более разветрнутую ифнормацию, нежеле заголовок.
- Лид отвечает на вопросы “что?”, “где?”, “когда”, “почему?”, “как?”, “кто?”.
- Лид выделяется жирным шрифтом или курсивом, на усмотрение организации или лица, составляющего пресс-релиз.
- Лид должен состоять из 2-3 небольших предложений, излагающих основную суть.
Пример: «16 октября в 6-м учебном корпусп пройдёт воркшоп «Презентация на 10/10», организованный Студенческой Медиа Лабораторией. Тема встречи — создание интересных презентаций и сильных публичных выступлений.»
Основная часть
Сразу за лид-абзацем в пресс-релизе следует основная часть. Чаще всего она раскрывает все подробности лида и состоит из 2-3 абзацев. Основная часть включает в себя подробную информацию о событии, а именно:
- Актуальность события.
- Статистические данные, цифры, результаты исследований и т.д.
- Цитаты первых лиц организации и других причастных к событию людей.
Пример: «Хотите научиться создавать интересные доклады и удерживать внимание аудитории? А создавать яркие авторские презентации, не прибегая к сложным дизайнерским программам? Тогда приготовьтесь, ведь Вас ждут…»
Бэкграунд
Последним абзацем пресс-релиза обычно становится бэкграунд. Он содержит краткую информацию об организации, ее деятельности, истории, успехах и достижениях. Бэкграунд состоит не более чем из 2-3 предложений и ни в коем случае не содержит в себе элементов агитации или рекламы.
Пример: «Студенческая Медиа Лаборатория – это креативное пространство для студентов, интересующихся сферой медиа. Здесь полезная и актуальная информация подкрепляется интенсивной практикой…»
Контактная информация
В самом конце пресс-релиза указываются контакты лица, ответственного за его написание и распространение. Помимо имени и фамилии это могут быть номер телефона и адрес электронной почты. Зачастую данная информация сопровождается фразами «Пресс-релиз подготовлен должность + Ф.И.О.» или «С уважением, должность + Ф.И.О.»
Пример: «Материал подготовлен студентом 3 курса ГИ Максимом СМИРНОВЫМ»
Что еще важно знать о написании пресс-релиза?
1. Написание пресс-релиза может быть построено по принципу “перевернутой пирамиды”, в которой информация преподносится от наиболее важной, к менее и менее значимой.
2. Пресс-релиз должен быть написан на официальном бланке организации (пример бланка).
3. Пресс релиз должен содержать шапку в левом верхнем углу - информацию об организации: название, логотип, адрес, номера телефонов, адрес электронной почты.
4. Под шапкой пресс-релиза должна быть указана дата его написания.
5. Пресс-релиз лучше уместить на одной-двух страницах, так как длинное сообщение рискует быть не прочитанным журналистом, и соответственно, не опубликованным в СМИ.
6. Использование цитат будет большим преимуществом в вашем пресс-релизе. Цитаты должны быть яркими, но не слишком объемными. Одного-двух коротких предложений будет достаточно.
Мы надеемся, что данная статья была для вас полезна и интересна. Совершенствуйте свои профессиональные навыки, а Студенческая Медиа Лаборатория продолжит радовать Вас актуальной теоретической информацией и занимательной практикой!