Школа логики и диалектики "Ди@ген". Дело №13

 Мировое зло - это все, что в мире делается вопреки нравственным нормам общества. При этом общество либо может победить зло, и тогда оно виновно в том, что этого не делает; либо не может, и тогда вина за зло с него снимается и возлагается на дурное, неисправимое естество человека.

 Но возникают два вопроса:

· вопрос 1 - является ли причиной мирового зла (А) дурное естество человека, или (Б) дурное устройство общества?

· вопрос 2 - является ли причиной мирового зла (В) лишь одна из двух указанных инстанций, или (Г) они обе в нем виновны?

Отсюда три исчерпывающие позиции по данной теме: АВ, БВ и АБГ, т.е. тезис, антитезис и синтез. Каждую из них можно выбрать и проверить у нас на предмет её разумности, по Сократовскому методу.

· Позиция АВ - это попытка (В) найти причину зла лишь в одной из указанных двух инстанций, причем (А) именно в естестве человека, в его врожденных инстинктах. И тогда с общества вина полностью снимается:

тезис - истоки зла не в обществе, а в самом естестве человека.

Снятие ответственности с общества делает эту позицию наиболее простой, поэтому с нее обычно начинают. Тогда зло мыслят как неисправимое, ибо если оно исправимо, то вина за него хотя бы частично лежит на обществе.

· Позиция БВ - это попытка (В) найти причину зла лишь в одной из указанных двух инстанций, но уже (Б) не в естестве человека, а в дурном общественном устройстве. Тогда естество человека объявляют по сути добрым, все его потребности - нормой, а значит, вину общества видят в том, что оно плохо их удовлетворяет, допуская нищету и обездоленность:

антитезис - истоки зла не в естестве, а в нищете и обездоленности.

Согласно этой позиции, такие дурные наклонности, как стремление к роскоши или к отнятию благ у других, есть лишь следствие страха перед нищетой, но не естественная потребность.

· Позиция АБГ - это попытка (Г) найти причину зла в синтезе обеих указанных инстанций, т.е. и (А) в дурных задатках людского естества, которое изначально стремится к роскоши, и (Б) в дурном устройстве общества, которое может их исправить, но не исправляет:

синтез - истоки зла не в нищете, а в роскоши и пресыщенности.

Согласно этой позиции, такие дурные явления, как нищета и обездоленность, возникают именно из-за естественного стремления людей к роскоши, а значит, к пресыщению доступными благами и к отнятию новых благ у других.

P.S. На картине изображены 3 ведьмы, олицетворяющие возможные истоки зла: нагая ведьма - это порочное естество, богато одетая - это роскошь, а бедно одетая - это нищета.

Группа ВК школы логики и диалектики "Ди@ген":

http://vk.com/club50517661