Броня крепка и танки наши быстры!

«Тридцать четверка» прошла всю войну - от начала и до конца. И не было лучшей боевой машины ни в одной из армий. Ни один танк не мог идти с ней сравнение - ни американский, ни английский, ни немецкий…»

Маршал И. С. Конев

Во времена Великой Отечественной войны легендарные танки Т-34, КВ, ИС составили главную ударную мощь Красной армии. Эти надёжные машины верой и правдой служили нашим войскам в самых разных условиях. Их конструкторы - выпускники-политехники Михаил Ильич Кошкин и Николай Леонидович Духов.
 

Михаил Ильич Кошкин (1898-1940)

Выпускник Ленинградского индустриального института (ныне - Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого), создатель легендарного танка Т-34. По признанию специалистов, это событие совершило подлинный переворот в мировой танковой индустрии. Роль Т-34 в ходе Великой Отечественной войны трудно переоценить. «Главное оружие Сталина» - так назвали «тридцать четверку» наши противники.

Михаил Ильич Кошкин

В феврале 1940 г. начались войсковые испытания танка. Но для того, чтобы танк отправили в серийное производство, два опытных образца гусеничного танка должны пройти предназначенное количество километров. Михаил Кошкин приходит к решению, что Т-34 наберут эти километры, направившись из Харькова в Москву своим ходом. В истории отечественного танкостроения этот пробег стал легендой. В его преддверии Кошкин очень простудился, а танк - это не лучшее место для больного человека, тем более зимой, в такой мороз. Но отговаривать его было бесполезно - два танка проселками и лесами отправились в столицу.

Военные твердили: «Не дойдут, сломаются, придется гордому Кошкину везти свое детище по железной дороге». 17 марта 1940 года оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву, в Кремль, представ перед глазами высшего советского руководства. Восхищенный Сталин назвал Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

Кажется, ну все, Т-34 получил признание, можно заняться и собственным здоровьем. Более того, что ему это настоятельно рекомендовали даже в Кремле - кашель Кошкина был просто ужасным и вызвал беспокойство у руководства. Между тем для серийного производства опытным моделям Т-34 не достает еще 3000 км пробега. И больной конструктор снова садится в танк, возглавляя колонну, идущую в Харьков. Под Орлом один из танков сбивается и скатывается в озеро, Михаил Ильич самоотверженно участвует в спасении машины, стоя в ледяной воде.

Михаил Кошкин смог исполнить все требования, отделявшие Т-34 от серийного производства, и добиться официального разрешения о запуске танка в «серию», но какова была цена... По прибытию в Харьков он сразу же попадает в больницу – доктора диагностировали у него пневмонию.

Скорее всего, болезнь отступила бы, но не выздоровевший полностью Кошкин сбегал на завод, чтобы руководить доработкой танка перед началом производства. В итоге состояние ухудшилось настолько, что спасать конструктора приехали врачи из Москвы. Ему пришлось удалить легкое, после чего Кошкина отправили на реабилитационный курс в санаторий. Но было уже слишком поздно - 26 сентября 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался.

О подвигах танкистов в газетах того времени сообщалось практически ежедневно

Согласно преданию, конструктора танка Т-34 Адольф Гитлер объявил своим личным врагом посмертно. Могила конструктора не сохранилась - она была уничтожена гитлеровцами во время оккупации Харькова, причем есть основания считать, что намеренно. Впрочем, спасти их это уже не могло. Михаил Кошкин выиграл свой бой.

Работе по конструированию танков Михаил Ильич отдал в общей сложности шесть лет своей жизни. Но насколько же продуктивной оказалась его работа! За такой короткий период времени в полной мере проявились его необычайная настойчивость, целеустремленность, удивительная самоотдача и талант разработчика. В разработке и реализации лучшего в мире танка оказались пересмотрены главные составляющие концепции бронетанковых войск: огонь, защита, подвижность. Новый танк стал действительно универсальным. Он был способен действовать в абсолютно разных условиях.

Как после вспоминали его коллеги, конструктор «не терпел нервозности, суеты, бесплодных споров». Если какой-то инженер стремился что-то доказать Кошкину на словах, то обычно получал от Михаила Ильича лист бумаги с советом описать все свои идеи в формате чертежа. Кошкин всегда вел себя со спокойным достоинством как с подчиненными, так и с начальством, вплоть до наркома. Михаил Ильич никогда не подчеркивал свою действительно выдающуюся роль в создании Т-34.

Кадр из кинофильма «Четыре танкиста и собака» (1966-1970)

Николай Леонидович Духов (1904-1964)

 «О лучшем помощнике, чем Духов, нельзя было даже мечтать. Он истинный, от природы конструктор. Николай Леонидович был вообще очень талантливым, очень одаренным от природы человеком во многих областях науки, техники, искусства. Мне думается, он был бы и великим музыкантом, и художником. Но он никогда и не мог быть ни тем, ни другим, ни третьим, потому что просто не мог не быть конструктором. Его конструкторская гениальность - врожденная»

Главный конструктор советского атомного проекта Ю. Б. Харитон.

Выпускник Л.П.И. (1932), Николай Леонидович Духов обучался по специальности «инженер-конструктор тракторов и автомобилей». Советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия. Член-корреспондент АН СССР (1953), доктор технических наук (1953). Трижды Герой Социалистического Труда. Генерал-лейтенант инженерно-технической службы. Лауреат Ленинской премии и пяти Сталинских премий.

Николай Леонидович Духов

Как инженер-механик, Николай Леонидович сочетал в себе способности исследователя, расчетчика, технолога и конструктора. В технике он знал и владел всем: мог быть слесарем-ремонтником, водителем, танкистом, а все свои знания и умения успешно использовал для главного дела своей жизни - конструкторской работы.

Коллеги Духова вспоминали, что конструктор «о машине говорил, как о живом существе, во всем чувствовалось, что танк - это его родное детище, и требовал, чтобы люди, работавшие с этими машинами, знали их в совершенстве». Это было то удивительно бережное отношение к технике, свойственное именно нашим танкистам и летчикам, когда к машине относятся как к боевому другу, которого нельзя бросить и предать. Кредо Духова как главного конструктора Танкограда - надежность и безотказность танков в бою.

Были люди, которые считали Духова просто везучим человеком, баловнем судьбы. Действительно, сам Сталин поддержал первый проект танка Духова, утвердив предложение конструктора оставить только одну башню вместо трех. Потом была легендарная слава КВ как непробиваемого танка. Но судьба переменчива. Его танки КВ станут терять в бою гусеницы, превращаясь в неподвижные мишени. И Сталин напишет в деле Духова: «Сволочей надо расстреливать!».

Но следователь не стал торопиться с выводами, а тщательно и подробно разобрался в деле Духова. Он понял, что это было не «вредительство», а техническое недоразумение, которое вскоре устранили. Чуть позже Духов вместе с другим политехником Ж.Я. Котиным стал разработчиком самого мощного тяжелого танка Второй мировой войны, получившим имя Сталина - «ИС».

«Именно в формулах и цифрах – поэзия инженерной науки».

Николай Духов

 

 

По материалам книги Б.А. Алмазова "Наследие Политеха - достояние России" (ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019) и Официального портала СПбПУ.

*тексты публикуются с сохранением авторской стилистики и пунктуации

 

Автор:

Пучинкина Сафия