"Дело в шляпе". История российской почты

Завтра, 12 июля, отмечается День российской почты. Её история очень богата и интересна, например, Вы знаете, что такое «повоз»? А как Золотая орда поспособствовала почтовому развитию? Откуда появилось выражение «дело в шляпе»? Как почта в XVII веке оказалась на службе у Тайной канцелярии? Когда ввели почтовые марки?

Ответы на эти и многие другие вопросы, а также краткая история почты в России - в нашей рубрике «В гармонии с прошлым».
 

Почта на Руси существует уже тысячу лет. Ещё княгиня Ольга ввела «повоз», который обязывал жителей снабжать лошадьми и кормом для них княжеских гонцов.
 

Интересный факт: гонцы зашивали под подкладку шапки документы или «дела», чтобы грабители не могли их заполучить. Отсюда и пошло выражение «дело в шляпе».

 

Эта система продолжала развиваться в XIII веке при Золотой орде. Для быстрой связи на обширной территории монголами была создана система ямской гоньбы. По всем ключевым дорогам на расстоянии 40-100 вёрст располагались «ямы» - станции, где содержались казенные лошади. Там гонец мог сменить коня или повозку. А лошадь возвращал на свой «ям» встречный гонец или путник. Времени на отдых лошади не требовалось, что существенно экономило время.

 

Эта почтовая система прижилась: в XV и XVI веках появляются подорожные грамоты. Василий III учредил Ямской указ -  первое в России почтовым ведомством. Великий князь Иван III лично контролировал ямское дело и подписывал подорожные грамоты. А в начале XVII века Василий Шуйский каждые восемь дней получал вести с границ и из крупных городов. А ведь в те времена письмо от шведской границы до Москвы шло не менее трёх недель.

Интересный факт: боярину для поездки из Москвы в Новгород было положено 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».

 

В 1665 году приказ Тайных дел (личная царская канцелярия) заключил почтовый договор с голландцем Яном ван Сведеном. Тот обязался привозить в Тайный приказ «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…». На расходы ему выделили в сумме 1000 рублей в деньгах и соболиных шкурках. Впрочем, ван Сведен привозил европейские газеты, по которым для царя и Боярской Думы готовили "куранты" (обзоры прессы). Кроме того, ван Сведен пересылал за границу грамоты иностранных купцов, плату за них оставляя себе.

Через три года о выгодном деле прознал предприимчивый немец Леонтий Марселис, которому покровительствовал боярин Афанасий Ордын-Нащекин. Между Марселисом и ван Сведеном произошли торги. Победил Марселис, обязавшийся поставлять «всякие подлинные ведомости» для российского правительства бесплатно. Однако купцы теперь могли отправлять письма исключительно через его контору. Цены, естественно, были подняты.

Новая почта отличалась от ямской гоньбы, которая могла быстро доставить важное письмо по конкретному адресу, но только одно. Европейская почта ходила медленнее, но регулярно: к ее отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое куда угодно в пределах почтовой линии. Новый европейский опыт применялся только на важных для государственных дел направлениях. В остальных ещё многие годы действовала старая добрая ямская гоньба.

Интересный факт: "…Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют." - из грамоты новгородскому князю Урусову (1684 год).

Почтовая связь развивалась и при Петре I. Он наладил сообщение Москвы с Архангельском, Санкт-Петербургом, Тобольском и Пермью. Он же создал первые почтамты в Москве, Петербурге и Риге и организовал военно-полевую почту. Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию, была введена должность её руководителя - генерал-почтмейстера. К концу царствования Петра Великого общая протяженность почтовых путей в России составляла 10677 верст, чего всё ещё было недостаточно.

 

Ямская и европейская почты были объединены в одну организацию лишь в 1782 году. Годом ранее стали появляться денежные переводы и возникла должность почтальона. в первой четверти XIX века появляются почтовые дилижансы и внутригородская почта (в Петербурге, поделённом на 17 округов, было открыто 45 пунктов приёма писем, которые забирались оттуда трижды в день, сортировались и направлялись адресатам).

В 1857 году стали появляться почтовые марки, которые повлекли за собой и появление почтовых ящиков. К концу XIX века объём частной корреспонденции во много раз превысил объём государственный и в 1896 году принёс стране более 12 миллионов рублей прибыли. Тогда же регулярной почтовой связью были охвачены практически все регионы страны.

Интересный факт: коллекционирование почтовых марок сегодня - второе по популярности хобби после собирания монет. Коллекция Центрального музея связи имени А.С. Попова, насчитывает свыше 3 000 000 марок со всех уголков мира.

 

После прихода к власти в ноябре 1917 года большевиков Министерство почт и телеграфов было переименовано в Народный Комиссариат почт и телеграфов. Как ни удивительно, на этом изменения и закончились. Да, на службе почты стали появляться автомобили, а затем - самолёты, прогресс вносил свои изменения и улучшения, но сама система оставалась почти в полной неприкосновенности.

 

Сегодня, основанная в 2002 году "Почта России" ежегодно обрабатывает миллиарды писем и миллионы посылок, так или иначе сохраняя давнюю традицию посылать письма: от важных и деловых, до поздравительных и даже любовных. Пусть глобализация и привела нас всех в интернет, каждый из нас до сих пор пользуется почтой, хоть и электронной!

 

Источники: http://www.russiapochta.ru/index.phphttps://www.bbc.com/russian/features-41152444http://history-gatchina.ru/estate/stmaster/post1.htmhttp://стофактов.рф/25-интересных-фактов-о-почте/

Материал подготовил: Максим Смирнов