Павел Михайлович Третьяков. Искусство и добро

"Моя идея была - с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы обществу в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь…"

- Павел Михайлович Третьяков

 

5 сентября ежегодно отмечается Международный день благотворительности. Творить благо - помогать тем, кто в этом нуждается, жертвовать финансовые и физические ресурсы окружающим и всему обществу - издревле заложено в культуре многих народов; в России благотворительность восходит ко временам крещения Руси и ведётся непрерывной нитью даже через самые мрачные страницы нашей истории.

Сегодня мы поговорим об одной из самых интересных фигур в отечественной благотворительности. Это история щедрого мецената, целеустремлённого коллекционера и дальновидного предпринимателя. Препринимателя, которым двигало нечто большее, чем жажда наживы. Это мысль, идея, подарившая нам Третьяковскую галерею, а его современникам - много благотворительных учреждений для детей и финансовые возможности для творчества русских художников, прошла через всю его жизнь и оставила огромный и великолепный след в истории российской живописи и благотворительности.

Проект фасада Третьяковской галереи. Васнецов В.М. 1900

 

Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 году в самой что ни на есть купеческой семье. Его отец - Михаил Захарович - был очень увлечён темой воспитания подрастающего поколения, и потому образование сыновей не доверил учебным заведениям, предпочтя домашнее обучение. Павел Михайлович вырос набожным, тихим, скромным и даже застенчивым юношей. Шумным и беспечным развлечениям, таким как балы, он предпочитал что-то более спокойное и рассудительное, например, коллекционирование. Именно тогда он купил первые гравюры в маленьких лавочках, и именно тогда зародилась его идея нести искусство народу.

Портрет Павла Михайловича Третьякова. Иван Крамской, 1876

 

С детства он обучался семейному ремеслу. В 15 лет он уже во всех тонкостях знал купечество и с лёгкостью управлялся с бухгалтерией. Унаследовав бизнес, в 1851 году Павел Михайлович с братом покупают усадьбу в Толмачах; именно этому зданию суждено в последствии стать знаменитой Государственной Третьяковской галереей. В 1866 году Павел Михайлович открывает прядильную мануфактуру и оборудует её новейшим техническим оснащением, так сказать, по последнему писку промышленной революции. Там же Третьяков одним из первых применяет систему премирования выдающихся работников, и именно оттуда он черпает средства на дело всей своей жизни.

Павел Михайлович и его семья

 

В 1852 году Павел Михайлович впервые посещает Санкт-Петербург. Поражённый и очарованный богатством Эрмитажа, Академии художеств и Румянцевского музея, он вернулся в Москву уже убеждённым коллекционером живописи. 

Первыми полотнами в коллекции Третьякова стали "Искушение" Николая Шильдера, приобретённое им за 150 рублей, и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Точка невозврата была пройдена, и начался путь Павла Михайловича к своей цели, описанной им в завещании:

"Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие"

"Искушение". Шильдер Н.Г.

 

Репутация Павла Михайловича как коллекционера была бесприкословной. О его благородной идее знали, и, если он покупал картину, ни у кого не возникало сомнений, что она попала в надёжные руки. Его художественное чутьё нередко сравнивали с абсолютным музыкальным слухом, и, несмотря на личные знакомства со множеством художников, он всегда руководствовался лишь своим чутьём. Чутьём он руководствовался и в вопросах цены произведения, из-за чего иногда подвергался критике, однако это оправдано: он ставил ту цену, которая не вредила бы его делу, а дело его требовало огромных затрат.

Интересный факт: за свою жизнь Павел Михайлович собрал коллекцию из около 3500 картин на сумму более полутора миллионов рублей. По тому времени, огромные деньги.

"Боярыня Морозова". Суриков В.И.

 

Третьяков очень заботился не только об искусстве, но и об истории. Именно благодаря хлопотам и настойчивости Павла Михайловича были выполнены портреты таких классиков как Достоевский, Чайковский, Тургенев и Гончаров. Его вклад в историю русской живописи: от сбора самых выдающихся произведений, до поддержки живописцев, трудно переоценить. Особенно важно, что он всей душой верил в русское искусство, верил в его способность быть на равных с западноевропейским. Да, Павел Михайлович был патриотом, причём патриотом во всём.

Портрет Фёдора Михайловича Достоевского. Перов В.Г.

 

Патриотом он был и в отношении быта. При том, будучи человеком искусства, он не был склонен к роскоши. Совсем. Вопрос ли то воспитания, личных взглядов или экономии, но его образ жизни был куда строже и аскетичнее, чем у подавляющего большинства людей его класса. Свои традиционные двубортные сюртуки с белыми галстуками-бантами он сменял лишь по особым торжественным случаям. Казалось, что он годами ходил в одной и той же одежде. Каждый день он придерживался строгого расписания: в 6:00 - подъём, в 12:00 - завтрак, 18:00 - ужин. 

"Мне ужасно не понравилось у вас желание иметь американский инструмент... можно желать иностранную вещь совсем у нас не производимую, но когда сотни тысяч богатых людей ездят в русских экипажах, и когда даже такие виртуозы как Рубинштейн играют на русских инструментах, то одинаково неразумно иметь, как парижские кареты, так и американские инструменты"

- Из письма Павла Михайловича к дочери.

Павел Михайлович с внучками

 

Непохожим на большинство купцов Павел Михайлович был в отношении не только к роскоши, но и к благотворительности. Он жертвовал деньги не на постройку и обеспечение храмов, а на помощь нуждающимся и особенным детям. Он участвовал в создании училища для детей из неблагополучных семей в Саратове, вместе с братом выделял деньги на стипендии. Павел Михайлович спонсировал училище для глухонемых детей, что характерно для него - анонимно. Он учредил приют для семей покойных русских художников, а также организовал училище для детей младшего возраста, где они с 6 до 10 лет учились и получали практические навыки. И таких тихих, но очень важных заслуг в благотворительности у Павла Михайловича было очень много.

"Утро в сосновом лесу". Шишкин И.И.

 

Но главной заслугой Павла Михайловича Третьякова, безусловно, стало создание Третьяковской галереи. В 1872 году братья Третьяковы принимают решение: галерее быть. Двадцать лет под неё перестраивался их старый дом в Толмачах.

Коллекция брата - Сергея Михайловича - также вошла в состав галереи после его смерти, которую Павел Михайлович переживал очень тяжело. Тогда он исполняет давно принятое решение - подарить дело всей своей жизни народу, народу в лице Московской городской Думы. Он не боялся расстаться с ним, но он боялся того грохота фанфар, тех благодарностей, поздравлений, восхищений и всего того, что непременно должно было посыпаться и посыпалось в его адрес. Всю свою жизнь он стремился к лучшему, к великому, но отнюдь не хотел ни славы, ни почестей. Он даже не присутствовал на торжественном открытии галереи, которой посвятил всего себя...

Интересный факт: по словам современников, Александр III, узнав о передаче галереи в собственность государства, решил пожаловать Павлу Михайловичу дворянство, но тот отказался, ответив явившемуся чиновнику честно и без прикрас: "Я купцом родился, купцом и умру".

"Охотники на привале". Перов В.Г.

 

До конца своих дней Павел Михайлович был попечителем и простым гостем галереи, любовался полотнами и составлял каталоги, закупал картины. Последние годы его подводило здоровье и 4 декабря 1898 года Павла Михайловича Третьякова не стало, его последними словами были: "Берегите галерею и будьте здоровы". Он ушёл так же тихо и достойно, как и жил, завещав своей любимой галерее шесть десятков икон.

"Над вечным покоем". Левитан И.И. Последняя работа, подаренная Павлом Михайловичем галерее.

 

Нередко, проезжая по улицам Москвы, можно было встретить неказистые, старенькие сани с сереньким кучером и едва видимым из-за воротника пальто седоком. Все встречные на блестящих санях, запряжённых породистыми рысками, с нарядными и холёными кучерами кланялись этому скромному человеку. Это был Павел Михайлович Третьяков, которого знала и глубоко уважала вся Москва. Несмотря на то, как тихо, бесшумно и без рекламы он совершал своё добро, все прекрасно знали и понимали, какое эхо оно оставит, какое великое наследие перейдёт будущим поколениям.

 

Источники: https://www.mmsk.ru/people/unit/?id=47082, https://www.culture.ru/materials/162248/pavel-tretyakov-iskusstvo-prinadlezhit-narodu, https://artchive.ru/artworkers/1641~Pavel_Tret'jakov, https://www.culture.ru/persons/9384/pavel-tretyakov, https://regnum.ru/news/cultura/2352374.html

Материал подготовил: Максим Смирнов