Политех и политехники в годы блокады Ленинграда

27 февраля, ровно 77 лет назад Ленинград был полностью освобождён от блокады. Закончился самый страшный период для нашего города, это были 872 дня голода, боли и бесконечных потерь, обретших для жителей самую страшную форму - обыденности. 

"Куда влетит очередной, крутясь?..
Враги из дальнобойных бьют орудий.
Смятенья в нашем городе не будет:
Шарахаются бронзовые люди,
Живой проходит, не оборотясь."

(Александр Яшин, 1942)

Да, это были 872 дня несгибаемой воли, стойкости и веры. Веры в общее дело, в жизнь, в то, что сдаться и отступить нельзя: нет, не потому, что некуда...

 

Свой вклад в победу в Великой Отечественной войне и снятие блокады Ленинграда внесло и множество работников и студентов Политеха (тогда он назывался Ленинградским политехническим институтом имени М.И. Калинина).

Кто-то ещё в начале войны эвакуировался вместе с заводами, чтобы продолжать производство, а кто-то отправился на фронт. Среди политехников были герои-танкисты, лётчики, моряки и разведчики, врачи, медсёстры и пожарники. 

В Политехе ежегодно проходят мероприятия ко Дню снятия блокады Ленинграда

Политехники служили в составе Ленинградской армии народного ополчения (где из политехников была сформирована отдельная рота), первой отдельной горно-стрелковой бригады и не только. Снайперы-политехники защищали город в составе 56-го истребительного балтальона. Многие студенты-старшекурсники, не подлежавшие призыву, сами вызывались стать курсантами и попадали на фронт в качестве командиров. Было и множество добровольцев, вставших на защиту Ленинграда и Родины.

В августе 1941 года приходит приказ об организации госпиталя №11/16 в Главном здании ЛПИ. Его работу берут на себя первокурсницы. Они выхаживают солдат, для которых сотрудники кафедры физического воспитания разрабатывают инновационную систему реабилитации.

В ЛПИ действовали офицерские курсы

Война порою оставляла в учебных группах по 2-3 студента, но даже тогда учебный процесс не прекращался: стране были нужны профессионалы, конструкторы победы, инженеры будущего. Занятия переходили из аудиторий в общежития, а оттуда - в квартиры преподавателей.

А дальше была блокада... В декабре 1941 года на 5 дней остановилась выдача хлеба, начался голод. 11 декабря остановился трамвай, институт оказался отрезан от города...

Химический корпус

ЛПИ мог остаться и без электричества, но от этого спасала местная аккумуляторная станция, которая за день успевала выработать достаточно энергии, чтобы вечером и ночью дать небольшое количество света. В январе 1942 года Политех лишился водопровода и центрального отопления, учебный и производственный процессы остановились. Замёрзшие политехники грелись пожароопасными печками-буржуйками. Постоянно вспыхивали пожары, дотла сгорело четвёртое общежитие. Тушить бесполезно: воды не всегда хватает и на питьё, да и сил на борьбу с огнём нет...

Директор ЛПИ В.А. Вайнер всё чаще подписывает приказы: "Исключить из списка работающих в Ленинградском политехническом институте за смертью". В каждом приказе - десятки фамилий...

Первые месяца блокады были самыми тяжёлыми для Ленинграда и его жителей. Кажется, сама жизнь здесь замерла, оцепенела от происходящего, город замерзал, задыхался без притока самого необходимого. Но именно здесь, за минимальной порцией хлеба, возле коптящих буржуек рождалась спасительная идея Дороги жизни.

На территории института работала водозаборная колонка

В феврале 1942 начинается эвакуация института в Ташкент и Пятигорск. Политехники С.С. Голушкевич, П.П. Кобеко, Н.М. Рейман и А. Р. Шульман теоретически обосновали наиболее безопасные режимы эксплуатации Дороги жизни. Уже 2 февраля 1942 через Ладожское озеро отправляется первый политехнический эшелон из 340 студентов, 10 преподавателей и 100 членов семей. Политех пустел, но его наследие создавало будущее.

Сергей Александрович Базилевский

В самые холодные месяцы Дорога жизни спасала город и жителей. В её создание неоценимый вклад внёс политехник Сергей Александрович Базилевский. Он вспоминал:

"Была мысль построить железную дорогу по льду. Но неумолимые расчеты показывали, что только в февраля-марте окрепший ладожский лёд сможет выдержать тяжесть даже самого лёгкого состава. А если железнодорожную линию перебьёт вражеская бомба? Сколько времени будет каждый раз теряться на её восстановление?

Единственный выход - автомобиль. Прямо по льду. В обход трещин и промоин. Так родилась идея ледовой Дороги жизни. Она спасла Ленинград от немедленной гибели и дала средства и силы для продолжения обороны. Но только до весны. А дальше что?"

Так проверяли прочность ледяного покрова Дороги жизни

Базилевский принял участие и в создании летней Дороги жизни. Он разработал проекты транспортных барж и паромов, способных перевозить через Ладогу даже цистерны и паровозы. Сергей Александрович вспоминал:

"...зимняя Дорога жизни спасла Ленинград от голодной смерти. Летняя Дорога жизни укрепила его силы не только для дальнейшей обороны, но и для прорыва блокады. Несомненно, велика в этом доля участия конструкторов-судостроителей. Без их творческой инициативы и самоотверженной работы летняя Дорога жизни не могла бы решить ни одной из поставленных перед ней задач. С глубоким уважением и признательностью я вспоминаю всех своих товарищей - соратников, которые в тяжелейших лишениях и страданиях блокады не падали духом, но величайшим напряжением воли и последних сил добивались ценнейших результатов"

Баржа на буксире

Политехнический институт смог адаптироваться в условиях Ташкента и с 1943 по 1944 годы даже успел выпустить там 63 инженера. А после полного снятия блокады 27 января 1944 года появилась возможность вернуться в родную гавань, в Ленинград.

Около 3500 политехников ушли в действующую армию и ополчение, сотни студентов и работников трудились над защитой Ленинграда и института. Война и блокада унесли жизни 545 политехников.

Химический корпус в 1942 году

Завершилась блокада, за нею минула и война. Студенты, почти треть из которых были фронтовиками, возвращались в истощённый, измученный, но несломленный Ленинград. Поседевшие за четыре страшных года, потерявшие близких, друзей, однокурсников, они учились и готовились к великому, к свободному, к спасённому будущему победившей страны. Ради тех, кто отдал жизнь за него, и ради тех, кому это будущее принадлежит. Вот, почему нельзя было отступать!

 

По материалам книги Б.А. Алмазова "Наследие Политеха - достояние России" (ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019) и Официального портала СПБПУ.

*тексты публикуются с сохранением авторской стилистики и пунктуации

 

Автор:

Максим Смирнов